В последние десятилетия единая система научной аттестации в стране находится под постоянным давлением. Наряду с демонтажом Академии наук и уничтожением единой научной среды, упразднение нормальной научной аттестации является очевидным приоритетом «реформаторов», последовательно разрушающих отечественную науку. При этом политика уничтожения интеллектуальной и технологической независимости страны часто встречает одобрение высшего руководства государства. Качественная наука и кадры высшей квалификации исключительно важны для нашего государства, часто нуждающегося в серьезной экспертной оценке своих планов и действий и испытывающего острую потребность в наличии высокообразованных людей для решения возникающих сложных задач как технических, так и социальных. Казалось бы, особенно важно это в текущих условиях.
На данный момент Высшая аттестационная комиссия (ВАК) выведена из-под фактического руководства РАН и передана от ученых в ведение карьерных бюрократов. Одновременно создана альтернативная система не-ВАКовских ученых советов, вообще неподконтрольных научному сообществу и освобожденных от общегосударственных критериев качества и стандартизации.
В декабре 2022 намечено резкое расширение этой практики, направленное на окончательный подрыв престижа научных званий и научной работы. Очевидно, что девальвация научных званий и степеней, неизбежная при планируемом широком и легком их получении, не приводит к реальному увеличению числа высококвалифицированных ученых и улучшению качества науки. Единственная цель этих действий – формально отчитаться перед руководством страны об увеличении числа кадров высшей квалификации.
Постоянное стремление российского государства к уничтожению отечественной науки не может не вызывать изумления. По-видимому, важную роль играет именно отсутствие базового образования у многих чиновников, которые тем самым лишены возможности составить свое компетентное мнение, что делает их легкой добычей демагогов и популистов. Кроме того, система научной аттестации и Академия наук долго сохраняли относительную независимость от власти – отсюда и непреходящие ее усилия по их окончательной ликвидации.
К сожалению, уже в настоящий момент работа ВАК ориентирована на контроль за соблюдением формальных правил защиты, что якобы позволяет бороться с коррупцией; при этом научный уровень защищаемых работ перестает быть наиболее существенным критерием. Говоря о существующих сейчас правилах, призванных якобы улучшить объективность аттестации, следует отметить, что область фундаментальной науки наименее подвержена коррупции: все работы являются открытыми, публикуются в легко доступных изданиях, столь же легко доступны все данные о цитировании, соавторстве и источниках финансирования. На этом фоне абсурдные бюрократические решения о запрете участия ведущих ученых в оценке диссертаций из-за работы в тех же лабораториях, о видеомониторинге и мелочном контроле каждого шага и каждой бумажки имеют единственную цель – отстранение лучших и наиболее адекватных специалистов от процесса аттестации и резкое снижение ее качества.
Нормальная система устроена в точности наоборот: к оценке работ привлекаются наиболее авторитетные специалисты в данной области, как правило, знакомые с соискателем и его деятельностью. Захват бюрократией системы научной аттестации неизбежно ведет к ликвидации научных критериев оценки, замене их коррупционноемкими симулякрами и к резкому росту числа обладателей научных степеней, не имеющих для этого никаких осмысленных оснований.
Научная элита во все времена рассматривалась как золотой запас государства, требующий неустанной заботы и условий для своего качественного воспроизводства. Демонстративный отказ российского государства от выведения даже докторов(!) наук из-под военной мобилизации, по-прежнему нищенские условия существования большинства профессиональных ученых, ликвидация ведущих научных институтов и проч. показывают, что государство не считает, что есть ученые, способные лучше, чем другие, разбираться в своей области, ставить перспективные задачи, которые являлись бы основой развития науки и техники, и решать их. Иначе говоря, в настоящий момент, наше государство не доверяет собственной системе научной аттестации и не верит, что она способна выделять научную элиту из общей среды специалистов с высшим образованием.
Болезнь прогрессирует – и с этим необходимо что-то делать. Ученые, защитившие кандидатскую, а тем более докторскую степень, должны восприниматься как научная элита, которой необходимо обеспечить условия для самовоспроизводства на нужном качественном уровне. Нетерпима ситуация, когда программисты или адвокаты ценятся государством больше, чем доктора наук.
На наш взгляд, необходим постепенный возврат ЕДИНОЙ системы научной аттестации, с передачей контроля над ВАК ученым из состава РАН. Должна быть резко дебюрократизирована система ВАКовских ученых советов, сняты наложенные на их работу искусственные ограничения. Советы должны возглавляться ведущими учеными, а система научной аттестации должна основываться на принципах самоуправления и научной демократии – при минимальном участии бюрократических структур.
Для обеспечения научной конкуренции и во избежание диктата и вкусовщины следует стремиться к наличию нескольких ученых советов в каждой области знания, в том числе достаточно узкой.
Если все это будет сделано, то государственная научная аттестация ВНЕ рамок ВАК должна быть упразднена.
Пока же предлагаем приостановить принятие явно недостаточно продуманного решения о резком расширении числа не-ВАКовских диссертационных советов, и провести детальный анализ возможных последствий различных альтернатив с учетом мнения научного сообщества.
Клуб 1 июля